Жарияланған күні: 30.01.2020 15:41
Өзгертілген күні: 30.01.2020 15:41

С 1 января вступили в действие новые нормы Налогового кодекса

 

Департамент государственных доходов по Мангистауской области информирует, что нововведения в системе налогового администрирования коснулись контрольно-кассовых машин, банков, а также обжалования итогов проверок и освобождения от налогов.

 

С 1 января 2020 года вступили в действие следующие нормы Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК:

 

По сроку исковой давности статья 48 Налогового кодекса.

С 1 января 2020 года срок исковой давности составляет три года, а по налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу и осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, срок исковой давности составляет пять лет.

Срок исковой давности, который составляет 3 года, распространяется на налоговые обязательства и требования, возникшим с 1 января 2020 года.

Так, пунктом 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.

В этой связи, во избежание разного толкования указанной нормы, проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предусмотрены соответствующие поправки.

Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.

 

По освобождению компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года

Введена в действие новая статья 57-4 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»

На период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов, подлежащую уплате:

1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;

2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;

3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Субъектами малого предпринимательства (субъектами микропредпринимательства) признаются налогоплательщики, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

Вышеуказанные положения не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих:

1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

4) проведение лотереи;

5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

8) аудиторскую деятельность;

9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

10) деятельность кредитных бюро;

11) охранную деятельность;

12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

13) деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;

14) реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;

15) розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;

16) внешнеэкономическую деятельность.

 

Патент

С 1 января 2020 года вступил в действие пункт 1 статьи 685 Налогового кодекса в новой редакции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 685 Налогового кодекса вправе применять специальный налоговый режим на основе патента индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового кодекса:

1) не используют труд работников;

2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;

3) осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:

штукатурные работы;

столярные и плотницкие работы;

работы по покрытию полов и облицовке стен;

малярные и стекольные работы;

деятельность такси;

грузовые перевозки автомобильным транспортом;

управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;

деятельность в области фотографии;

переводческое (устное и письменное) дело;

сдача в имущественный наем (аренду);

сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;

прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;

прокат видеозаписей и дисков;

прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;

сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;

сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;

услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;

услуги образования в сфере культуры;

услуги в области прочего образования;

вспомогательные образовательные услуги;

деятельность в области искусства;

ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

ремонт коммуникационного оборудования;

ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;

парикмахерские услуги;

маникюр и педикюр;

ветеринарные услуги;

услуги по обработке земельных участков;

услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

услуги носильщиков на рынках, вокзалах;

изготовление и ремонт музыкальных инструментов;

выпас домашних животных.

 

Единый земельный налог.

С 1 января 2020 года объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами за налоговый период (доход определяется как в упрощенной декларации – все доходы без учета расходов, но за год). Ставка ЕЗН составляет 0,5% от объекта обложения.

 

Фиксированный налог

Раздел 17 «Фиксированный налог» Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года отменен фиксированный налог.

 

Налог на игорный бизнес

Статьи 539 и 540 Налогового кодекса действовали до 1 января 2020 года, соответственно, дополнительный платеж по налогу на игорный бизнес отменен.

При этом, пункт 3 статьи 222 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса или оказывающие услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров, используемых для проведения игры, игровых дорожек (боулинг (кегельбан), картов (картинг), бильярдных столов (бильярд), а также уполномоченные организации обменных пунктов, признаны плательщиками корпоративного подоходного налога.

 

Об обязательном социальном медицинском страховании для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств

В соответствии со статьями 27 и 28 Закона с 1 января 2020 года размер отчислений работодателей, подлежащих уплате в Фонд за наемных работников, составил 2 процента от объекта исчисления отчислений (объект исчисления – заработная плата минус ОПВ, но не более 10МЗП),  взносов индивидуальных предпринимателей - 5 процентов от объекта исчисления взносов (объект исчисления - 1,4МЗП).

 

По местным налогам

         В целях приведения в соответствие с Указом от 19 июня 2018 года  №702 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан», в соответствии с которым  город Шымкент получил статус города республиканского значения, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан», в Налоговый кодекс вносятся поправки в части изменения налоговых ставок для городов Шымкент (до уровня городов республиканского значения) и Туркестан (до уровня областных центров).

 

Земельный налог (статья 505)

С 1 января 2020 года повышены базовые налоговые ставки по земельному налогу на земли населенных пунктов (за исключением придомовых участков) для городов Шымкент (до уровня городов республиканского значения) и Туркестан (до уровня областных центров):

 

Город

До 01.01.2020 года

С  01.01.2020 года

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

1

Шымкент

9,17

0,58

19,30

0,96

2

Туркестан

7,79

0,39

9,17

0,58

 

Налог на имущество физических лиц (статья 529)

С 1 января 2020 года повышены размеры базовой стоимости одного квадратного метра жилища, дачной постройки для городов Шымкент (до уровня городов республиканского значения) и Туркестан (до уровня областных центров):

Город

Базовая стоимость в тенге
до 01.01.2020 года

Базовая стоимость в тенге
с 01.01.2020 года

1

Шымкент

36 000

60 000

2

Туркестан

12 000

36 000

 

По налогообложению организаций, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны.

С 01.01.2020г. вступил в силу абзац третий части второй пункта 4 статьи 709 Налогового кодекса, соответственно, не применяется уменьшение на 100 процентов исчисленной суммы корпоративного подоходного налога по доходам следующих объектов строительства (за исключением МЦПС «Хоргос»): инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией.

 

По ставкам акцизов

Согласно пункту 4 статьи 463 Налогового кодекса (строки 14,15, 21,22) с 01.01.2020г. повышены ставки акцизов на сигареты на 13,8% (в 2019 году – 8700 тенге/1000 шт.).

Увеличение ставок акцизов на табачные изделия является необходимой мерой по реализации Рамочной конвенции по контролю над табаком, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 25 ноября 2006 года (далее – Рамочная конвенция).

В соответствии с  подпунктом 2) пункта 4 статьи 463 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо утверждаются Правительством Республики Казахстан.

С 1 января 2020 года согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»  ставка акциза на бензин (за исключением авиационного) составляет:

 – при оптовой реализации производителями бензина (за исключением авиационного) собственного производства 24 435 тенге на 1 тонну;

 – при розничной реализации производителями бензина (за исключением авиационного), использование на собственные производственные нужды 24 935 тенге на 1 тонну;

– при импорте  24 435 тенге на 1 тонну;

– при передаче подакцизных товаров, указанных в подпункте                       5) статьи 462 Налогового кодекса, являющихся продуктом переработки давальческого сырья  24 435 тенге на 1 тонну.

 

По камеральному контролю

Вынесенное органом государственных доходов решение о признании уведомления по камеральному контролю не исполненным направляется налогоплательщику (налоговому агенту) по почте, электронным способом.

Налогоплательщик обжалует решение в течение пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд (пункт  4-1 статьи 96 Налогового кодекса).

Копия жалобы должна быть направлена ОГД, направивший решение.

При этом, как и в случае обжалования налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки, прописана аналогичная норма о восстановлении срока обжалования в случае  временной нетрудоспособности.

Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности должностных лиц налогоплательщика.

Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) не осуществляется при подаче им жалобы на решение в случае обжалования в вышестоящем ДГД и (или) КГД, либо в суд до вынесения решения по жалобе.

 

По всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц.

Изменениями в главу 71 Налогового кодекса предусмотрен перенос ввода всеобщего декларирования с 1 января 2020 года на 1 января 2021 года с последующим поэтапным переходом к декларированию. 

На первом этапе – с 1 января 2021 года декларацию в рамках всеобщего декларирования представят:

лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;

лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;

лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги;

лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг».

На втором этапе – с 1 января 2023 года декларирование для работников государственных учреждений и их супругов, а также работников субъектов квазигосударственного сектора и их супругов.

На третьем этапе – с 1 января 2024 года декларирование руководителей и учредителей юридических лиц и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов.

На четвертом этапе – с 1 января 2025 года декларирование остальной категории граждан.

 

По применению контрольно-кассовых машин

В статье 166 Налогового кодекса вступает в силу норма предусматривающая переход на применение ККМ с 1 января 2020 года налогоплательщиков осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента и в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.

Обращаем внимание, что требования по применению онлайн-ККМ не распространяются на субъектов бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территориях, где отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования.

 

По налогообложению нерезидентов

С 1 января 2018 года

Пункт 1 статьи 656 НК дополнен условием, о том, что у налогового агента возникают обязательства по исчислению и уплате индивидуального подоходного налога с доходов иностранцев и лиц без гражданства только в случае, если такие лица, признаются постоянно пребывающими в Республике Казахстан.

Положения статьи 656 Налогового кодекса распространяются на доходы иностранцев и лиц без гражданства, направленных юридическим лицом-нерезидентом в Республику Казахстан для оказания услуг юридическому лицу-резиденту Республики Казахстан.

В редакции Налогового кодекса 2017 года доходы таких лиц подлежат обложению с первых дней пребывания.

Вместе с тем, согласно положений международных договоров (Соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Казахстан с другими государствами) лицо, может облагаться налогами с доходов только в стране своего резидентства.

Справочно: Согласно статье 217 Налогового кодекса иностранец и лицо без гражданства становится резидентом Республики Казахстан, в целях Налогового кодекса по истечении 183 дней (в любом последовательном двенадцатимесячном периоде) пребывания в Республике Казахстан.

Для применения международного договора в части освобождения вышеуказанных доходов от налогообложения, иностранцу и лицу без гражданства необходимо представить сертификат резидентства казахстанскому юридическому лицу. Соответственно, юридические лица-резиденты на основании сертификата резидентства, освобождают от налогообложения доходы лиц, пребывающих в Республике Казахстан менее 183 дней.

Введенная поправка позволяет иностранцам и лицам без гражданства, пребывающим в Республике Казахстан менее 183 дней, не представлять сертификат резидентства казахстанскому юридическому лицу. Вместе с тем, до 1 января 2018 года согласно пункту 1 статьи 202 Налогового кодекса от 10.12.2008г. вышеуказанные доходы иностранца и лица без гражданства, не подлежали налогообложению в Республике Казахстан, что соответствует положениям международных договоров, в части освобождения от налогообложения. В связи с чем, данная поправка введена ретроспективно с 1 января 2018 года.

Пункт 3 статьи 656 Налогового кодекса уточнен редакцией, что в случае если индивидуальный подоходный налог будет исчисляться с 80 процентов от суммы дохода подлежащего выплате юридическому лицу-нерезиденту, такой доход будет распределяться равными долями между иностранцами и лицами без гражданства. При этом, данный доход уменьшается на сумму дохода иностранцев и лиц без гражданства, которые представили документы подстверждающие их доходы.

С 1 января 2020 года

В пункте 1 статьи 656 Налогового кодекса  изменился перечень доходов. Так, из перечня доходов вместо дохода иностранцев и лиц без гражданства в виде материальной выгоды, полученной от работодателя, включен доход в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем.

Указанные изменения внесены в связи с тем, что предыдущая редакция нормы статьи была не администрируемой. 

Дополнение позволяет облагать расходы казахстанского налогового агента на оплату питания, проживания, проезд и т.д. (доход в виде материальной выгоды) иностранца и лица без гражданства, направленного в Республику Казахстан юридическим лицом-нерезидентом.

Пункт 3 статьи 656 дополнен абзацем 6, где в случае если индивидуальный подоходный налог будет исчисляться с 80 процентов от суммы дохода, подлежащего выплате юридическому лицу-нерезиденту, то такой доход уменьшается на сумму дохода в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем.

 

По взысканию задолженности по социальным платежам

      В целом в Законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» с изменениями ЗРК от 26 декабря 2019 года сохранены основные положения по взысканию задолженности по социальным отчислениям.

        Вместе с тем, подпунктом 7) пункта 2 статьи 13  Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» установлена обязанность плательщика социальных отчислений представлять в органы государственных доходов списки участников системы обязательного социального страхования, в пользу которых взыскивается задолженность по социальным отчислениям.

         Кроме того, пунктом 6 статьи 17 Закона предусмотрено взыскание задолженности по социальным отчислениям с банковских счетов плательщиков на основании инкассового распоряжения органа государственных доходов с приложением списка участников системы обязательного социального страхования, представленного плательщиком.

        Аналогичные изменения, предусматривающие обязанность агента представлять в органы государственных доходов списки физических лиц, в пользу которых взыскивается задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, а также  взыскания задолженности по взносам и (или) отчислениям  на обязательное социальное медицинское страхование на основании инкассового распоряжения с приложением списка работников, в пользу которых взыскивается такая задолженность, внесены в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и в Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

 

По представлению сведений банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций

Статья 24 Налогового кодекса дополнена подпунктом 19), в соответствии с которым банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны по запросу уполномоченного органа предоставлять по налогоплательщикам – физическому лицу, состоящему на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, или лица, занимающегося частной практикой, юридическому лицу, сведения по итоговым суммам платежей за календарный год, поступивших на текущий счет посредством применения оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.

Категории и список налогоплательщиков, порядок, форма и сроки представления сведений устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан (Приказ И.о. Министра фианансов РК от 31.12.19г. № 1451 «Об утверждении категорий налогоплательщиков – физических лиц, состоящих на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, юридических лиц, Правил и сроков представления банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, сведений по итоговым суммам платежей за календарный год, поступившим на текущий счет посредством применения оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, а также ее формы»). Список налогоплательщиков, по которым будут направлены запросы будет утвержден правовым актом – Приказом Министра финансов РК по согласованию с Национальным банком Республики Казахстан.

 

Департамент государственных доходов

по Мангистауской области

#mangystaumkd